Задание по родному языку для 5А,Г,Е классов на 10.03.2021
Тема: Научный стиль речи.
Отличительные признаки научного стиля. Записать в
тетрадь.
Научный
стиль речи характеризуется следующими признаками:
1)
сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах;
2)
задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации.
3)
основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность;
4)
термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, простые распространенные и сложные предложения с
союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего,
сказуемое выражено существительным или прилагательным.
В зависимости от конкретных задач и сферы
использования можно выделить такие подстили, как:
1) собственно научный –
монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг
вопросов), статья, доклад и др.;
2) научно-информативный –
реферат (краткое изложение содержания научной
работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.),
учебник, учебное пособие и др.;
3) научно-популярный –
очерк, книга, лекция и др.
Лексические
особенности научного стиля.
Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её
лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный,
индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов,
явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное
понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым
значением.
В художественной литературе слово не только
понятие, но и художественный образ. Сопоставим слово дуб в научной и художественной
речи.
1) Рост
дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб —
порода довольно теплолюбивая.
Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных
условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)
2) На краю дороги стоял дуб... Это был
огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной
кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми
руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между
улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)
Комментарий. Как видим, в научных текстах речь идёт не о конкретном дереве, а о
дубе вообще, о любом дубе. В художественном тексте перед нами индивидуальное,
конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. И это не просто дерево.
Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные
ассоциации. Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и
отвлечённым значением, она изменяет значение общеупотребительных слов в
соответствии со своими принципами.
Цель любого научного
сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство.
Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли
возможны в современной научной статье фразы типа:
Я бился над решением этой
проблемы пять лет; Я горд, что первым сумел решить эту сложную научную
проблему.
Личные эмоции
здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только
нейтральные средства и недопустимы экспрессивные.
Лексика
научного стиля состоит из трёх пластов:
общеупотребительные слова; общенаучные слова; термины.
К общеупотребительной лексике
относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных
текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких
температурах. Здесь нет ни одного специального слова, между тем это научная
речь. В любом научном тексте эти слова преобладают, составляют основу
изложения.
Благодаря общеупотребительной лексике язык
науки сохраняет связь с общеупотребительным языком и не превращается в язык
мудрецов, понятный только посвященным, учёным.
В зависимости от состава читателей доля
общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах,
предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращённых к
широкой аудитории.
Общенаучная лексика — второй значительный
пласт лексики научной речи. При помощи научных слов описываются явления и
процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за
определёнными понятиями, но не являются терминами: операция, вопрос, задача,
явление, процесс, базироваться, поглощать, ускорять и другие.
Так, слово вопрос,
как общенаучное, имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как
предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется
в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности, изучить
вопрос, узловые вопросы, национальный вопрос, крестьянский вопрос, поднять
вопрос, оставить вопрос открытым, вопрос требует незамедлительного решения.
Терминология
— это
ядро научного стиля. Термин — это слово или сочетание слов, обозначающее строго
определённое научное, техническое, искусствоведческое или
общественно-политическое понятие. Каждая наука и отрасль производства имеет
свою систему терминов, которая называется терминологией.
Термин обладает строгим, чётко очерченным
значением. Он называет все существенные признаки, показывает общность данного
понятия с другими, а также специфичность данного понятия. На пример: Химия — наука о веществах, их составе,
строении, свойствах и взаимных превращениях. Суть понятия раскрывается
кратко, в одном предложении.
Особую группу в
составе лексики научного стиля составляют номенклатурные знаки. Они резко
отличаются от терминов. Если в основе терминов лежат общие понятия, то в основе
номенклатурных знаков — единичные. К номенклатурным знакам относятся серийные
марки машин, механизмов, станков, приборов, географические названия, названия
электростанций, предприятий, учреждений, организаций, например: Москвич — 408, СМ— 8— передвижная
дробильно-сортировочная установка.
Таким образом,
структуру лексики научного стиля можно представить следующим образом. Ядро её
составляет терминология. Далее близкий по функции и важный пласт — общенаучная
лексика. И затем общеупотребительная лексика, в количественном отношении
составляет не менее половины всех слов.
Морфологические
особенности научного стиля.
Главная особенность научной речи —
преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках
(физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи
распределяются следующим образом:
• Существительное — 39,9% • Причастие — 14,8%
• Прилагательное — 12% • Местоимение — 5,5% • Деепричастие — 4,6% • Наречие — 2,9% • Числительное — 1,4% • Остальные части речи, в том числе глагол —
18,9%
Высокий процент существительных обусловлен
предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и
объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные —
имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи.
Сравнительно большое количество прилагательных
объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.
Использование существительных в научном стиле
Для научного стиля характерно использование
отглагольных существительных:
• образованных бессуффиксным способом (нагрев — нагревать);
• образованных с помощью суффикса -к- (установка
—установить);
• образованных с помощью суффиксов -ени-, -ни-.
Задания:
1)
Образуйте от глаголов существительные бессуффиксным способом:
Учитывать
(учёт), отбирать (отбор), прогревать (прогрев), набирать (набор).
2)
Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-:
Надстроить
(надстройка), очистить (очистка), подобрать (подборка).
3)
Образуйте от глаголов
существительные с помощью суффиксов -ени-,
-ни-:
Тормозить
(торможение), регулировать (регулирование), владеть (владение), измерять
(измерение), формировать (формирование), усиливать (усиление).
Использование глаголов и глагольных форм в
научном стиле
Для научного стиля характерно использование
глаголов 3-го лица (единственного и множественного числа) и кратких причастий.
Например: намечены (намечают) результаты, использованы (используют) растворы.
Синтаксические
особенности научного стиля.
Тексты научного стиля могут содержать не
только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и
т. п. В большей степени это распространяется на тексты естественных и
прикладных наук: математики, химии, физики и др.
На одну из тем подготовить небольшое сообщение.
Примерный список тем:
• М. В. Ломоносов — филолог и поэт.
• Особенности стиля писателя.
• Зарождение и формирование научного стиля в
России.
• В. И. Даль — лексикограф.
• Наука о русском языке. Выдающиеся
ученые-русисты.
• Роль А. С. Пушкина в преобразовании русского
литературного языка.
Комментарии
Отправить комментарий