Урок русского языка в 6 Е классе 11.10.2021
Одиннадцатое октября.
Урок развития речи. Описание помещения.
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием интерьера и будем
учиться описывать помещение. Давайте узнаем, что такое интерьер.
- Прочитайте материал для самостоятельных наблюдений (параграф 35 на стр.102)
- Ответьте устно на вопросы по прочитанному:
- Что такое интерьер?
- Какие два типа интерьера различают?
- Что относится к общественному интерьеру?
- Чем создается интерьер?
Сделать краткую запись в тетрадях:
ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и
художественно оформленная. Различают два типа интерьера:
- общественный
и жилой.
Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и
художественном.
Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная
точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление
слов в их прямом значении).
Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность,
эмоциональность, выражение авторского отношения).
Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно
не выражает отношения автора к тому, что он описывает.
В художественном описании отношение автора к описываемому ярко выражено.
Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.
Текст №1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта
в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный
стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные
стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для
снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с
чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на
противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив
письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная
кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом
углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу
большой, почти во всю комнату, ковер ...
(Из путеводителя)
Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?
Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне
нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в
переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов,
метафор, сравнений), восклицательных предложений.
Прочитайте текст №2.
Текст №2
Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания,
который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые
капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими
пуговицами и нашивками.
Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой
Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские
карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет
бородатого хмурого человека. А в углу шкафа...Нет, вы только подумайте! Старый
Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с
морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”.
Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.
(В.Крапивин.)
Устные вопросы и задания к тексту:
- К какому стилю речи относится этот текст?
- Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.
- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?
- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к
описываемому.
В художественном описании помещения иногда используется прием
олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие,
своим “лицом”, своим “характером”.
Прочитайте текст №3.
Текст №3
У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не
очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично
звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал
солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал.
Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались
чешуйки мела.
Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко,
ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.
(В.Крапивин)
Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.
Памятка
- Обычно
описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?)
и намечается основная мысль сочинения (что?).
- Создавая
собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и
того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти
глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или
заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет,
нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
- Пользуйтесь
разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения
предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре,
справа от..., налево от..., у окна, над столом, в углу, слева от...,
возле, где-то и др.
- В
художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые
помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
- Каждую
часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не
знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради
чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти
нужную концовку.
Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное
исправление речевых ошибок.
Текст №4
Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате
два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой.
На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два
больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый
шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке
стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама.
Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу
лежит теплый пушистый палас.
Мне моя комната очень нравится.
Вопросы для устного анализа:
- Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и основную мысль?
- Выражает ли автор свое отношение к тому, что он описывает? Использует ли
он при этом какие-либо языковые средства?
- Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.
Запись в тетрадях примерного плана к описанию
помещения.
План
1. Само помещение: (какое?)...
- Стены –
(какие?)...
- Дверь –
(какая?)...
- Полы –
(какие?)...
- Окна –
(какие?)...
2. Мебель, обстановка.
- Стол –
(какой?)...
- Стулья
– (какие?)...
- Гардероб,
шкаф – (какой?)...
- Диван –
(какой?)...
- Другие
предметы в комнате.
3. Как предметы расставлены, в каком порядке.
Напишите сочинение “Моя комната” по примерному плану и отправьте на почту ggulnaz91@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий